Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

швейцер михаил абрамович

Энциклопедический словарь

Шве́йцер Михаил Абрамович (1920-2000), кинорежиссёр, народный артист СССР (1990). Фильмы: «Чужая родня» (1956), «Мичман Панин» (1960), «Воскресение» (1960-62), «Золотой телёнок» (1968), «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975), «Мёртвые души» (1984, телефильм), «Крейцерова соната» (1987), «Послушай, Феллини!..» (1993, совместно с С. А. Милькиной) и др. Государственная премия СССР (1977).

* * *

ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович - ШВЕ́ЙЦЕР Михаил (Моисей) Абрамович (16 марта 1920, Пермь - 2 июня 2000, Москва), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1980).

Работы 1940-50-х годов

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) (мастерская С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович)) в 1943. С 1941 работал ассистентом режиссера. Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа - «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову (см. РЫБАКОВ Анатолий Наумович), с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне - «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова (см. ТЕНДРЯКОВ Владимир Федорович)) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 режиссер смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Историко-революционная тема

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссеров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

Экранизация литературной классики

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960-1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой теленок», 1968), А. П. Чехова («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н. В. Гоголя («Мертвые души», 1984) режиссер бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты - до печальной, драматической, даже трагической.

Последние годы

В последнее десятилетие своей жизни, тяжелое для всей российской кинематографии, режиссер испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма - социальный фарс «Как живете караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини!» (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко (см. ГУРЧЕНКО Людмила Марковна) в единственной роли. После смерти Софьи Милькиной, долголетней спутницы жизни и верной соратницы, Михаил Швейцер прожил чуть более года. Попав в автомобильную аварию, он скончался спустя месяц, накануне очередной операции.

Большой энциклопедический словарь

ШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович (р. 1920) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1980). Фильмы: "Чужая родня" (1956), "Мичман Панин" (1960), "Воскресение" (1960-62), "Золотой теленок" (1968), "Бегство мистера Мак-Кинли" (1975), "Мертвые души" (1984, телевизионный фильм), "Крейцерова соната" (1987) и др. Государственная премия СССР (1977).

Полезные сервисы